«Ну, наконец-то, мы идём в локомотивное депо! А, то обещали, обещали, да всё никак. Чему нас обучали два с половиной года, не понятно!» — подумал учащийся группы Т-31 Серёжа Лавшук, который очень хотел побывать в современном локомотиве. Свершилось!
Как и полагается перед походом по цехам депо сделали общий снимок с куратором Теленченко Светланой Викторовной для архива группы у «эмблемы» локомотивного депо Гомель – паровоза Су 252-17. С постамента паровоза открывается панорама локомотивного депо Гомель. Кстати, историческая справка, локомотивное депо Гомель начало свою работу с 1873 году, с открытия движения поездов на участке Бобруйск – Гомель Либаво — Роменской железной дороги. А, что обозначает само слово «депо»? «Депо» с перевода французского языка – это «склад», «хранилище». Вот и получается, что локомотивное депо – это «склад», «хранилище» локомотивов. В современном понятии – это гараж для тепловозов и электровозов. Есть два типа локомотивных депо по расположению цехов: веерного и ступенчатого типов. Локомотивное депо Гомель – депо ступенчатого типа.
И вот он – мир современной техники! Всё начинается с дежурного по депо. Именно сюда приходят локомотивные бригады для оформления документов перед поездкой, для прохождения инструктажей. Перед глазами дежурного сложный пульт и электронная схема всего локомотивного депо. Для учащихся группы Т-31 это место стало волнительным. Именно с дежурного по депо открывается романтика железных дорог и сложных машин.
Первой, большой остановкой группы Т-31 стал цех ТО-4, в котором осуществляется обточка колёсных пар, т.е. исправление неисправностей на колёсах после тяжёлых поездок с многотонными составами. Осуществляется данная ремонтная операция без выкатки колёсных пар, т.е. прямо на локомотиве. В течение часа с помощью двух мощных фрезерных станков осуществляется обточка сразу двух колёс. Фрезерные станки располагаются в специальных «ямах». Именно в этом цеху осуществилось знакомства ребят с двухсекционным тепловозом 2ТЭ10УК. «Ого! Какой он большой!» — это были первые возгласы при встрече с локомотивом с такого близкого расстояния. Рассматривая экипажную часть локомотива, учащиеся были удивлены тем, что многое они знают и понимают, ведь всё это изучалось на занятиях в колледже.
Далее путь лежал в цех ТО-3, ТР-1. Не мешая работе слесарей, с эстакады можно было заглянуть в дизельное помещение тепловоза 2ТЭ10М, а кое-кто всё-таки пробрался и в кабину машиниста. Здесь же ребята взобрались на маневровый тепловоз ЧМЭ3. Всё интересно и необычно! Многие достали мобильные телефоны и принялись фотографировать знакомые, изученные узлы и агрегаты.
На пути в цех ТР-2 учащиеся не могли пройти отделения и участки по ремонту оборудования. Зашли на механический участок, за тем посетили автотормозное, электроаппаратное отделения. В электроаппаратном отделении ребят удивило не только оборудование, но и аквариум с живыми рыбками. Оказывается, работники депо не только трудятся, но и делают своё рабочее место «домашним» и уютным. Однако ребята не догадывались, что их впереди ждёт ещё один сюрприз.
Цех ТР-2, в котором частично разбирается дизель, открыл для учащихся группы Т-31 перспективы увидеть узлы, агрегаты, электрические машины, которые демонтируются с локомотива. Зашли ребята и на моечный участок. Но, самое главное, в этом цеху состоялась встреча с мастером локомотивного депо Максимом Александровичем Вишняковым, который по совместительству работает преподавателем в колледже. Максим Александрович предоставил учащимся редкую возможность наблюдать ремонт заклинившей колёсной пары дизель-поезда ДР1А.
Рядом с цехом ТР-2 группа Т-31 посетила топливное отделение и дизель-агрегатное. И вот он, ещё один сюрприз! В топливном отделении среди топливных форсунок и топливных насосов, стендов и стеллажей в пропитанном воздухе дизельным топливом раскинул свои ветви плодоносящий лимон. Этот лимон является детищем слесарей данного отделения. Они не только ухаживают за ним, но и лакомятся его плодами. В этом же отделении работает слесарем-топливником наш бывший выпускник Александр Чаплин, с которым имели возможность познакомиться учащиеся группы Т-31.
Из цеха ТР-2 путь лежал в отдалённо стоящий электромашинный цех, в котором производится обслуживание тяговых электродвигателей и опять же без разборки экипажной части локомотива. Для этого используется скатоспускная «канава». В данном цеху учащиеся не только познакомились с электрическими машинами, которые приводят локомотив в движение, но и увидели магнитопорошковый дефектоскоп, изучаемый по дисциплине «Технология ремонта подвижного состава», пощупали своими руками смазку тепловозных букс – «Буксол».
Конечно, информации для учащихся было много. Саша Рубанов не только сфотографировал на мобильный телефон все узлы и агрегаты тепловозов, но и за одно все таблички отделений и участков. Сказал, что будет пересматривать сфотографированный материал в домашних условиях. Молодец, Саша!
Но, это не конец! Все ждали главного – посещения самих локомотивов, пробы ощутить себя в роли члена локомотивной бригады. Наш путь лежал к пункту технического обслуживания, где проводится ТО-2. На ТО-2 локомотивы простаивают не более двух часов. Проверяются основные узлы локомотива, особенно тормозное оборудование. Делается экипировка локомотива — заправка локомотива топливом, маслом, водой и песком. Именно здесь проводятся минимальные работы по техническому обслуживанию тепловозов после поездки. Поэтому учащиеся могут, не мешая работникам, посетить кабину машиниста, дизельное помещение, посидеть за пультом управления. Но не всегда в этом цехе стоят локомотивы. Однако это был день группы Т-31! Ещё на подходе к цеху учащиеся увидели участки мойки локомотивов, топливную заправочную станцию, участок реостатных испытаний. В самом же цеху находились современные тепловозы: пассажирские ТЭП70 и ТЭП70БС, напичканный электроникой, и маневровый тепловоз ТМЭ3. Наконец-то, ребята отвели душу, увидели и ощутили всё что хотели!
Итак, поход закончился! К сожалению, среди учащихся оказались и такие, которые проявляли слабый интерес. Этим учащимся следует задуматься, ту ли специальность они выбрали.
Экскурсия завершилась, однако удовольствие от похода многие учащиеся продолжили во вкусной, не дорогой деповской столовой!
Преподаватель Г.В.Журкин