В связи с юбилейной датой,150-летия Гомельского железнодорожного узла, 29.11.2023 года, отраслевые предприятия Гомельского отделения железной дороги (НОД-4), проводили выставки в Гомельском областном общественно-культурном центре.
В организации выставки локомотивному депо Гомель (ТЧ-8) посодействовал ГОМЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА», в лице мастера производственного обучения – Матараса Дмитрия Николаевича.
На выставке были представлены модели локомотивов в масштабе 1:87, экспонировались локомотивы пассажирского и грузового движения – ТЭП70БС, ТЭП70, ЧС4Т, ТЭП60, ЧМЭ3, М62, 2ТЭ10Л, ТЭ3.
Особое место в коллекции Дмитрия Николаевича занимает пассажирский тепловоз ТЭП70-0379 «Константин Заслонов».
В годы Великой Отечественной Войны Константин Сергеевич Заслонов внёс неоценимый вклад в Великую победу ценою своей жизни.
Константин Сергеевич родился 7 января 1910. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. По комсомольскому призыву был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском.
1935 год — помощник начальника паровозного депо Новосибирск.
1937 год — начальник паровозного депо станции Рославль.
1939 год — возглавил паровозное депо станции Орша.
ВОВ застала Константина Сергеевича в Орше, из-за сложившихся обстоятельств был эвакуирован в Москву. В Москве прошёл краткий курс обучения в разведывательно-диверсионной школе. По личной просьбе, с группой железнодорожников Оршанского узла, был отправлен в оккупированную врагом Оршу. По прибытию в Оршу, уцелевшая группа железнодорожников во главе с К.С. Заслоновым приступила к диверсионной деятельности, в результате которой из строя были выведены или уничтожены 200 паровозов, организовано 100 крушений составов с техникой противника, что сильно затруднило продвижение врага в сторону Москвы.
Действия подпольных диверсионных групп нанесла значительный урон противнику, как в технике, так и в живой силе. Диверсионные действия с каждым днём становилось сложнее скрывать, и в 1942 году Константин Сергеевич принял решение уйти из Орши и развернул партизанскую борьбу.
В феврале 1942 партизанский отряд, возглавляемый К.С. Заслоновым, состоял из 35 человек, к июлю отряд вырос до 700 бойцов.
Благодаря активным действиям партизанского отряда «Дяди Кости», противник нёс значительные потери. Также в бой с партизанским отрядом вступала РННА (Русская национальная народная армия), которая состояла из пленных красноармейцев и предателей. Благодаря агитации и человеческому пониманию, отряды РННА переходили на сторону партизан.
14 ноября 1942 был спланирован очередной переход большой группы солдат и офицеров РННА. Из-за разведывательной деятельности противника план был раскрыт, часть группы была ликвидирована немецкими солдатами и они возглавили оставшуюся часть солдат РННА, переодевшись в советскую форму.
В результате неравного боя при поддержке миномётов и пулемётов два батальона РННА, возглавляемые немецкими солдатами, атаковали штаб партизанского отряда, в этом бою погибли несколько партизан, включая К. С. Заслонова.
Заслонов Константин Сергеевич награждён следующими наградами:
03.11.1939 – медаль «За трудовое отличие».
05.09.1942 – Орден Ленина.
07.09.1943 – Орден Ленина, Герой Советского Союза (посмертно).
В честь Константина Сергеевича Заслонова, его имя присвоено – детской железной дороге г. Минска, музею и средней школе г. Орша, переименована станция «116-ый км» — станция «Заслонова». Также его имя присвоено локомотивам и подвижному составу: тепловоз ТЭП70-379 (депо Орша, Бел. ж.д.), электропоезд ЭР2Т-7129 (депо имени Ильича, Московская ж.д.), электровоз ВЛ10-615 (депо Златоуст, Южно- Уральская ж.д.).
Автор: мастер производственного обучения
Матарас Д.Н.