Меню Закрыть

«Библиотеки важнее всего в культуре.
Может не быть университетов, институтов, научных учреждений,
но, если библиотеки есть… культура не погибнет в такой стране»

Д. С. Лихачев.

В последней трети 19 в. на Гомельщине развернулось строительство железных дорог. Для работы на железной дороге требовались квалифицированные специалисты. 20 октября 1878 г. в Гомеле было открыто техническое железнодорожное училище при Либаво-Роменской железной дороге. Деревянное здание училища располагалось на улице Технической (сегодня ул. Катунина), вблизи вокзала. Училище готовило техников для железнодорожной службы.

Обучение носило прикладной характер. Перечень изучаемых дисциплин включал железнодорожное, столярное, кузнечное и слесарное дело, землемерие, механику, телеграфию, черчение и, непременно, Закон Божий. Ввиду отсутствия учебных пособий, Министерство путей сообщения объявляло конкурсы на лучший учебник: авторам-победителям присуждались награды в виде золотой или серебряной медали и право печатания их работы за казенный счет. Так, преподаватель Гомельского технического училища Александр Васильевич Левшин, служащий в училище с 1 января 1879 г., представил на конкурс свой «Учебник геометрии», который был издан в Минске, в типолитографии Р. Дворжеца в 1883 г. К концу 1894 г. были изданы учебники по механике, телеграфии, железнодорожному делу, строительному искусству, столярному ремеслу.
Точная дата появления библиотеки в училище неизвестна. Можно предположить, что ученики могли пользоваться книгами библиотеки для железнодорожников, открытой в 1876 г.

Обязанности библиотекаря в то время были возложены на инспектора училища – ближайшего помощника директора.

С 19 сентября 1879 г. инспектором Гомельского технического училища и заведующим библиотекой состоял Соколовский Александр Михайлович – преподаватель железнодорожного и строительного дела. В главе отчета училища за 1895 г. о работе библиотеки сказано: «состав библиотеки в настоящем отчете не может быть приведен, так как только теперь заведующий библиотекой приступил к составлению систематического каталога по отделам. Всего на 1 января 1895 г. в библиотеке имелось сочинений в количестве 924 названия». В тот период начальник училища Н. Ф. Рудольф предлагал преподавателям вести классные занятия с таким расчетом, чтобы подготовка учащихся происходила в классе и преподавание было наглядным.

25 июля 1896 г. на должность инспектора поступил инженер-механик Иван Ефимович Горбачев. Он разделил фонд библиотеки по отделам и составил каталог книг по сериям. На 1 января 1897 г. фонд библиотеки состоял из ученической (703 экз.) и фундаментальной библиотек (1246 экз.). Ежегодно библиотека пополнялась за счет бюджета училища и подаренных изданий.
В 1901 – 1906 гг. инспектором училища служил Петр Степанович Харченко, позднее возглавивший учебное заведение.

С 1908 г. заведовал библиотекой Иван Людвигович Гендзель, инженер-механик. К этому времени значительно улучшилось материальное положение библиотеки — были куплены книжные шкафы и круглый стол, силами учащихся на токарном станке была выточена красивая лестница. Для полезного времяпрепровождения ученикам выдавались один раз в неделю книги из библиотеки. Состояние библиотеки, согласно мнению педагогического совещания, вполне удовлетворяло нужды училища.

В 1912 г. училище Гомеля переместилось в новое здание у вокзала, спроектированное С.Д.Шабуневским. Сейчас в нем располагается «Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской железной дороги». В это время библиотекой заведовал Митрофан Александрович Карпов, инженер-технолог по образованию. По сведениям из «Краткого обзора постановки начального образования на линиях железных дорог за 1914 год» в библиотеке училища к этому времени насчитывалось 23599 экз. изданий, из которых 6853 – учебники (на 155 учащихся), площадь библиотеки составляла 15,66 кв. саженей (70 м2). В этот период отмечено усиление воспитательной работы с учащимися в направлении трезвого образа жизни, библиотеке рекомендовано приобрести книги о вреде пьянства. В целях отвлечения учащихся от тлетворного влияния улицы, расширения их кругозора, в библиотеке проводились чтения по Закону Божию, литературе, естествознанию с показом «туманных картин». В этот период (Первая мировая война) отмечается интерес к книгам по истории и географии; в библиотеке проводились чтения и беседы с учащимися о событиях на театре военных действий.

Октябрь 1917 г. расколол историю на «до и после». Гомельский техникум путей сообщения (так стало называться учреждение) был в очень тяжелом положении: требовались специалисты для дороги, но квалифицированных преподавателей было мало, учебников — недостаточно. С приходом власти большевиков перестроилась работа библиотеки, ставшей центром пропаганды новой идеологии и поднятия культурного уровня, а также опорным пунктом по ликвидации безграмотности населения.

28 апреля 1921 г. Нарком путей сообщения РСФСР Ф. Э. Дзержинский подписал приказ «Об организации библиотечного дела на путях сообщения». Этим документом было положено начало созданию централизованной сети технических библиотек железнодорожного транспорта, в которую вошла и наша — как учебно-техническая библиотека. Руководство железной дороги уделяло большое внимание техническим библиотекам, созданию необходимых условий для труда библиотекарей, сохранности книжных фондов и качеству их комплектования.

20-30-е гг. — в обществе по-прежнему высок уровень неграмотности населения. В докладе «О положении железнодорожного техникума» на заседании бюро Гомельского ОК от 30.10.1929 г. было отмечено: нехватка учителей, невысокий уровень их политической сознательности, устаревшие методы преподавания, катастрофическая нехватка учебников. В этом вопросе сотрудники библиотеки техникума были подвергнуты резкой критике по партийной линии. Примечателен для техникума этот период и тем, что еще дважды состоялись его перемещения по новым адресам: в здание бывшей мужской гимназии (1929 – 1936 гг.) и в отстроенный корпус на ул. Советской.

С 1936 г. до начала Великой Отечественной войны техникум (тогда он назывался механический техникум НКПС) размещался в отстроенном корпусе на ул. Советской.

Процесс индустриализации в СССР повлек за собой внедрение более мощной техники, электрификации существующих и строительство новых железных дорог, укрепление путевого хозяйства. В связи с этим в 1933 г. НКПС СССР был издан приказ для технических библиотек, определяющий приоритеты их деятельности, а в 1934 г. первая Всесоюзная конференция библиотечных работников железнодорожного транспорта задала новые направления деятельности библиотек дороги.

30-е годы в СССР – это и годы репрессий, политических чисток разного рода. На Гомельщине «злостными вредителями» оказались более ста железнодорожников. В их список попал библиотекарь техникума Войтеховский Борис Романович (родился в Пинске в 1894 г.) — арестован в ноябре 1937-го, расстрелян через месяц, реабилитирован спустя 50 лет. В это время был нанесен значительный ущерб фондам библиотек, т.к. по «чрезмерному усердию» некоторых деятелей партийных и профсоюзных органов были изъяты под видом «вредной литературы» многие совершенно политически безобидные, а то и ценные издания, авторы которых были неугодны режиму.

Летом 1941-го гитлеровские войска вступили на нашу землю. В начале июля поступил приказ об эвакуации техникума. В вагоны погрузили имущество, оборудование, архив, библиотеку и 7 июля выехали в Саратов, где на базе Саратовского железнодорожного техникума разместились вместе с эвакуированными из Ельца.

27 ноября 1943 г., через день после освобождения Гомеля преподаватели и учащиеся техникума вышли на первый субботник по его восстановлению. На деревянном доме по ул. Советской №118, напротив разрушенного фашистами здания появилась вывеска «Гомельский техникум железнодорожного транспорта», а дом №118а был приспособлен для библиотеки и столовой. Библиотека помещалась в небольшой комнате, разделенной перегородкой. Было тесно, места для размещения книг не хватало. В этот тяжелейший период работой библиотеки руководила Нина Георгиевна Климович, пришедшая работать в сентябре 1943 г., когда техникум был в эвакуации. По возвращении в Гомель, продолжила работу, вложив все силы в восстановление библиотеки. В 1946 г. была награждена медалью «За трудовую доблесть». За добросовестную работу, бережное отношение к библиотечному имуществу, ответственное отношение к своим обязанностям Нина Георгиевна представлена к присвоению персонального звания техника-лейтенанта административной службы.

В июне 1944 г. из Саратова были возвращены сохранившиеся библиотечные книги. Комплектование фондов происходило путем сбора уцелевших, подаренных читателями или переданных из других библиотек изданий. С 15 августа 1946 г. до начала 1947 г. сотрудниками библиотеки были обработаны почти 19000 экз. изданий! Книги для обучения доставались с большим трудом и имели огромную ценность. Чтобы застраховать фонд от потерь приходилось принимать жесткие меры воздействия на читателей. В архиве техникума находится Приказ №203 от 13.12.1948 г. «О мерах по сохранности библиотечного фонда», в котором сказано, что в случае порчи учащимися книг им объявлялся выговор с занесением в личное дело, лишение права пользования библиотекой и обязанность возместить стоимость книги.

Лидия Ивановна Крупская (Максимова) трудилась в библиотеке с 1946-го по 1985 гг. В 1941-м, 16-летней девчонкой, эвакуировавшись из Гомеля, работала на фабрике в Рузаевке (Мордовия). В 1943 г. была мобилизована в войска НКВД на охрану объектов особой важности. Демобилизовалась в звании ефрейтора, награждена медалью «За победу над Германией».

15 мая 1946 г. пришла работать в библиотеку техникума. Пройдя долгий трудовой путь, зарекомендовала себя, как исполнительный, добросовестный работник, пользовалась авторитетом у коллег, принимала активное участие в общественной жизни техникума. Приказом от 06.11.1946 г. за образцовое исполнение служебных обязанностей Л. И. Крупской была объявлена благодарность с занесением на Доску почета техникума. В 1954 г. Лидии Ивановне присвоили звание техника-лейтенанта административной службы. В связи со 100-летием техникума Л. И. Крупскую наградили Почетной грамотой МПС СССР. Сегодня портрет Лидии Ивановны Крупской находится на почетной Стене памяти ветеранов колледжа.

В середине 50-х гг. повысились требования к квалификации работников железнодорожного транспорта. Появлялись новые специальности и специализации, требующие изменений в формировании фондов библиотеки. Новые качественные изменения в работе библиотеки произошли в 60-е гг., когда была поставлена задача оперативного информирования о новых достижениях в науке и технике. Появились новые формы обслуживания читателей – группы технического информирования, кольцевая почта, междубиблиотечный абонемент.

1951 – 1960 гг. библиотеку возглавляла Антонина Юрьевна Лаугаль. Уроженка Витебщины, закончила Ленинградский пединститут имени А. И. Герцена, где и продолжила работать в фундаментальной библиотеке института. В нашу библиотеку пришла работать в 1946 г. С приходом Антонины Юрьевны была оптимизирована система обслуживания читателей: перед прохождением производственной практики учащиеся обеспечивались комплектом необходимых учебников.

15 октября 1958 г. открылся новый корпус учебного заведения, где на 132 м2 разместились читальный зал, отдельные помещения для абонемента и книгохранилища библиотеки. Для читателей открыли доступ к фондам. В 1959 г. по инициативе А. Ю. Лаугаль создали Библиотечный совет. В состав Совета входили сотрудники библиотеки, председатели предметных комиссий, активные учащиеся. Возглавил его М. М. Пеккер, завуч по учебной работе. За ответственное отношение к работе, добросовестное выполнение своих обязанностей, активное участие в жизни техникума Антонина Юрьевна неоднократно отмечалась благодарностями администрации техникума.

В 70-е гг. огромное внимание уделялось политико-воспитательной работе. В эти годы руководство библиотекой приняла Галина Григорьевна Якубович, выпускница библиотечного факультета Минского пединститута имени А. М. Горького, проработавшая в библиотеке 33 года (1972 – 2005 гг.). В 1988 г. за успехи в соцсоревновании Галина Григорьевна была награждена Почетной грамотой. Её старанием и энергией были внедрены новые приемы усовершенствования библиотечных технологий и улучшения условий труда библиотекарей. Работа в библиотеке кипела: ежедневно приходили 100 — 180 читателей, книговыдача на абонементе достигала 500 экз., периодических изданий выписывалось до 80 наименований. С увеличением количества специальностей, набора учащихся, открытием вечернего отделения росло и количество читателей. Так, в 1979/80 учебном году было зарегистрировано 1885 читателей. Примечателен опыт в работе библиотеки в конце 80-х гг. по сохранности фондов, заключающийся в том, что учащиеся допускались к экзаменам только после сдачи учебников в библиотеку.

В 90-е гг. деятельность библиотек влилась в русло информатизации, значительно сократив дистанцию между информационными ресурсами и пользователями библиотек. В рамках госпрограммы эта деятельность развивалась поэтапно. В нашей библиотеке деятельность по формированию электронного каталога велась на базе программного комплекса ALIS-WEB. На сегодняшний день электронный каталог отражает почти 65-тысячный фонд: учебные пособия, художественная, отраслевая литература, электронные издания. Фонд постоянно пополняется необходимыми в учебном процессе изданиями. Особую гордость библиотеки составляют наши книги-ветераны, возраст которых исчисляет не одно десятилетие.

История библиотеки – это история библиотекарей, людей, которые стали посредниками между книгой и читателем. К сожалению, не обо всех сотрудниках, работающих в разные годы в нашей библиотеке, сохранились сведения. Хочется назвать имена людей, отдавших много лет служению библиотеке: Н. И. Валько, А. И. Мигирина, И. В. Парфенова, Н. И. Петрова, Л. Н. Самусева.

Сегодня библиотека колледжа является важным звеном в информационном обеспечении образовательного процесса, успешно исполняя не только учебно-просветительскую, но и идеологическую функции. В распоряжение пользователей предоставлены библиотечные фонды на традиционных и электронных носителях. Читальный зал обеспечен автоматизированными рабочими местами, оборудованными обучающими программами и доступом в интернет, интерактивной сенсорной системой. Сотрудники прикладывают максимум усилий по поддержанию положительного имиджа библиотеки как социокультурного и образовательного центра, проводят большую работу по улучшению качества фонда, библиотечных услуг и обеспечению комфортных условий для пользователей библиотеки.